Организация работы городского
опорного учреждения МБДОУ № 28 г. Салавата
по теме «Народное творчество в детском саду»
В настоящее время мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное через сито веков. В МБДОУ № 28 за 17 лет работы накоплен большой опыт по приобщению дошкольников к народному творчеству. С 2009 года по рекомендации учебно-методического центра города Салават детский сад является городским опорным дошкольным учреждением по теме «Народное творчество в детском саду». Наше ДОУ предлагает партнёрство всем дошкольным учреждениям города, в рамках которого они могут получить методическую поддержку в процессе приобщения дошкольников к народному творчеству. Вот уже третий год с нами успешно сотрудничают педагоги ДОУ № 3, 20, 56. Приоритетные направления в работе опорного учреждения по теме «Народное творчество в детском саду»:
· создание атмосферы национального быта,
· знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками,
· широкое использование фольклора в различных видах деятельности,
· развитие творческих способностей дошкольников в художественно-продуктивной деятельности,
· знакомство с народными играми,
· познавательно-исследовательская деятельность в процессе изучения культурно-исторического наследия.
В течение последних 2 лет опорное учреждение осуществляло проектную деятельность в мини-музеях ДОУ, отчет о которой был представлен педагогам города на методическом дне 1.12.2011года (см. статью "Методический день").
Цель работы опорного учреждения – распространение инновационного педагогического опыта, оказание систематической методической помощи педагогам и руководителям образовательных учреждений города по теме «Народное творчество в детском саду».
Задачи работы опорного учреждения:
· Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.
· Воспитывать у дошкольников толерантность, уважение и интерес к народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям.
· Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, посеять семена патриотизма через духовное самоопределение.
· Развивать творческие способности дошкольников в разнообразных видах деятельности.
· Вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания и творческого развития дошкольников.
Наш детский сад предлагает партнёрство всем дошкольным учреждениям города, в рамках которого они могут получить методическую поддержку в процессе приобщения дошкольников к народному творчеству. Уже третий год педагоги ДОУ № 3, 20, 56 вместе с нами вдохновенно работают над приобщением дошкольников к сокровищнице национальной культуры. В начале каждого учебного года педагоги и руководители 4 дошкольных учреждений составляют план работы по теме «Народное творчество в детском саду», который утверждается экспертным советом УМЦ.
Формы сотрудничества детских садов разнообразны. Это консультации, методические дни, презентация творческих мастерских, открытые мероприятия: театрализованных представлений по мотивам народных сказок (например инсценирование русской народной сказки «Маша и медведь» в ДОУ №56, русской сказки «Морозко», украинской сказки «Золотые Черевички» в ДОУ №28), фольклорных праздников и развлечений («Рождественские посиделки» в ДОУ № 20, масленицы в ДОУ №3, «Осенняя ярмарка в ДОУ № 56), проведение совместных досугов среди детей разных дошкольных учреждений (состязание былинных богатырей на празднике, посвященном Дню защитника Отечества в ДОУ № 56), совместное проведение смотров-конкурсов (презентация воспитателей ДОУ № 28 своих музеев на конкурсе «Лучший мини-музей ДОУ»), где участники опорной площадки в качестве жюри подводят итоги конкурса профессионального мастерства, и многие другие.
Мы выделяем 6 основных направлений в работе опорного учреждения. Основными направлениями работы опорного учреждения:
1) создание атмосферы национального быта;
2)знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками;
3)широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.) в различных видах деятельности;
4)знакомство с народными подвижными играми;
5)знакомство с народным искусством;
6) познавательно-исследовательская деятельность в процессе изучения культурно-исторического наследия. Первое направление – создание атмосферы национального быта. В рамках работы опорной площадки педагоги обмениваются своим опытом в ознакомлении дошкольников с основами культуры народов Башкортостана: это и уголки национального быта в группах, а также выставки работ народных мастеров.
Педагоги ДОУ№28 в течение последних 3 лет увлечены музейной педагогикой. Этому способствовало наше тесное сотрудничество с историко-краеведческим музеем города Салавата. Посещая городской музей, дети познакомились с историей нашего города, животным миром Республики Башкортостан, орудиями труда, быта башкирского и русского народов, а сами воспитатели приобрели неоценимый опыт проведения экскурсий. В процессе приобщения дошкольников к народному творчеству мы обнаружили, что многих образцов народного мастерства, старинных ремесел, таких росписей как мезенская, урало-сибирская, полхов – майданская и других, в настоящее время встретить очень сложно. Поэтому 2009 году к нам пришла идея создать в детском саду музей ДОУ «Живая старина», который состоит из 8 мини- музеев: музея народного костюма в музыкальном зале, мини – музея культуры и быта башкирского народа в башкирской гостиной и 6 мини-музеев в каждой из возрастных групп. Музей ДОУ «Живая старина»: - мини -музей народного костюма, - мини -музей декоративно – прикладного искусства, -мини – музей «Русская горница», «Башкирская гостиная», «Игрушки – забавы», «Сине – голубое чудо гжели», «Золотая хохлома», «Куклы наших прабабушек». Цель музея - помочь ребенку увидеть то, что стоит за предметом старины, познакомить с истинными произведениями народно-прикладного искусства, промысловой деятельности и живописи. В музее дети не только рассматривают экспонаты, но и приобретают личный опыт общения с предметами, например прялкой, ухватом, коромыслом, свистулькой. По- новому понятным и интересным становится для них содержание сказок.
В каждой группе детского сада педагоги совместно с родителями не только подготовили экспонаты, но и продумали оформление мини – музеев, красочные заголовки, этикетки к экспонатам мини-музея, сказочные персонажи (кукла Россиночка, Домовенок), которые помогают проводить экскурсии в мини – музеях. Все экспонаты в соответствии с тематикой указаны в тематико – экспозиционном плане каждого мини - музея.
Музейно-педагогическая работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части. При этом обязательно осуществляется связь поисковой работы с практической деятельностью детей по лепке, аппликации, рисованию, макетированию и моделированию, т.е. интегрируются разные виды искусств. Таким образом, находясь в дошкольном учреждении, дети постоянно соприкасаются с культурой народа, ощущают ее энергетику.
Следующее направление работы опорной площадки - знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. На открытых мероприятиях, совместных досугах участники опорной площадки делятся своим опытом организации и проведения народных праздников, утренников с элементами фольклора. Неоценим вклад музыкального руководителя МБДОУ № 28 Яковлевой Г.Д. в развитие данного направления. Каждый год в детском саду проводятся такие фольклорные праздники: как именины березки, сабантуй, день Республики Башкортостан, осенняя ярмарка, масленица. Наших родителей и гостей, приглашенных на утренники сада, восхищает яркость и точность воспроизведения народных костюмов, изготовленных её руками, а также оригинальность авторских сценариев утренников, развлечений, драматизации народных сказок. В этом году издан сборник фольклорных праздников и развлечений, автором которого является Г.Д. В нем представлен башкирский, украинский и русский фольклор.
В рамках работы опорной площадки педагоги обмениваются опытом широкого использования фольклора в различных видах деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. В каждом детском саду воспитатели знакомят детей с фольклором. Это и исполнение народных песен, танцев, а также знакомство с устным народным творчеством.
В этом учебном году старшие дошкольники ДОУ №56 очень выразительно исполнили русские народные песни, танцы, частушки на открытом празднике для опорной площадки «Осенняя ярмарка». В ДОУ №28 вот уже 15 лет в фольклорном кружке «Русские забавы» музыкальный руководитель знакомит детей с народными обрядами, играми, песнями, танцами, частушками. Педагоги ДОУ № 28 разработали перспективный план ознакомления дошкольников с устным народным творчеством по всем возрастным группам. Для ознакомления с устным народным творчеством воспитатели нашего детского сада изготовили дидактические яркие подушки в лоскутной технике. В процессе игры с ними дети не только запоминают песенки, потешки, но и развивают свою мелкую моторику.
Знание башкирского фольклора дошкольники показывают своим родителям практически на всех утренниках.
Четвертым направлением работы опорной площадки является знакомство с народными подвижными играми. С народными играми дети знакомятся как во время досугов, так и в непосредственно образовательной деятельности. В ДОУ № 28 оформлена педагогическая копилка подвижных игр народов Республики Башкортостан, которую используют в практике своей работы все педагоги учреждения. Например, на летнем празднике сабантуй дети играют в башкирские народные игры «Юрта», бег в мешках, перетягивание каната.
5 направление – знакомство с народным искусством. Здесь большое внимание уделяется ознакомлению детей с различными видами народного промысла, приобщению к декоративно-прикладному искусству. Наши педагоги подготовили также технологические карты в помощь детям - сами изобразили этапы рисования элементов филимоновской, дымковской, гжелевской, хохломской росписи, башкирского орнамента. Такие дидактические настольные игры, изготовленные руками педагогов, как «Собери матрешку», «Найди свою ложку», помогли детям научиться различать элементы различных росписей. Для ознакомления с декоративно – прикладным искусством воспитателями были выписаны в интернет-магазине красочные дидактические пособия из серии «Искусство – детям», где представлены образцы росписи и разнообразные формы для рисования – доски, солонки, поставцы, братины, на которых дошкольники непосредственно рисуют узоры. Детям также очень понравились раскраски из серии «Россиночка» и пособия по аппликации на тему «Декоративно – прикладное искусство». Если ребенок не может нарисовать узор в стиле гжель, то оформить картину в стиле гжель из вырезанных деталей ему вполне под силу.
Познавательно-исследовательская деятельность в процессе изучения культурно-исторического наследия является 6 направлением работы опорной площадки. С этим направлением мы познакомили педагогов на методическом дне в ДОУ № 28 «Проектная деятельность в мини – музеях ДОУ». Здесь были представлены авторские проекты наших творческих педагогов, настоящих ценителей народной культуры, мастер- класс для педагогов города по изготовлению народной куклы желаницы, экскурсия по мини – музеям детского сада, дефиле народных костюмов, викторина «Секреты народного ремесла», представлена непосредственно образовательная деятельность в мини- музеях детского сада.
В подготовительной группе дети 6-7 лет могут самостоятельно выбирать тему своей проектной деятельности. Выдвигая собственные идеи, дети получают представления о многообразии возможного содержания по конкретной теме, о ближайшей перспективе увлекательных дел в группе.
Так, в подготовительной группе в мини-музее «Русская горница» дети участвовали в трех образовательных проектах: «Народная культура и традиции», «Как строили на Руси» и «Волшебный лоскуток».
В ходе проекта «Как строили дома на Руси» старшие дошкольники познакомились с особенностями старинной русской архитектуры. Для этого воспитателями были подготовлены альбомы с красочными иллюстрациями русского зодчества: «Архитектурные памятники Ростова Великого, Углича, Загорска, Суздаля» «Город – музей Пушкин», «Московский Кремль».После изучения истории русского зодчества дети совместно с родителями и педагогами изготовили макеты землянки, домов из соломы, глины, деревянного сруба, княжеских палат.
В проектной деятельности на тему «Чудесный лоскуток» с детьми, проявившими интерес к лоскутной технике, были изготовлены разнообразные панно, коврики, картины. Педагоги детского сада также увлеклись лоскутной техникой и коллективно изготовили панно для праздника «По дорогам России».
Одним из любимых увлечений старших дошкольников коррекционной группы стали игры с хохломскими ложками на развитие мышления, концентрации внимания, творческого восприятия и памяти. Для этого мини-музей «Золотая хохлома» воспитатели пополнили 20 деревянными ложками. С помощью ложек дети коррекционной группы как самостоятельно, так и при помощи взрослого занимаются моделированием, выкладывая по образцу или по памяти различные геометрические фигуры, цифры и даже фигуры – образы неживых предметов и живых существ. Так была расширена область применения деревянных ложек – дети воспринимают их не только как предмет быта, а также ударный музыкальный инструмент, но и как игрушку для развития творческих способностей.
Важная особенность проектной деятельности состоит в том, что она носит адресный характер, как в процессе общения, так и в конечном результате. Проектная деятельность сплачивает коллектив педагогов, детей, посещающих детский сад, и их родителей. В этом мы убедились на своем опыте. Проектная деятельность становится в конечном итоге одной из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику. Изготавливая поделку, он дарит их маме (например, дети старшей группы подарили мамам кулоны из глины, расписанные в стиле хохломы) или оставляют как экспонат музея. В результате у ребенка повышается самооценка. Дошкольник гордится, что его работа поможет детям всего детского сада познакомиться с образцом народного ремесла или росписи.
Результаты проектной деятельности в мини–музеях ДОУ:
· развитие разнообразной творческой, игровой деятельности;
· формирование и укрепление дружеского взаимодействия между детьми, сотрудниками, развитие и совершенствование детско-родительских отношений;
· глубокое понимание смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Итак, результатами работы городского опорного учреждения по теме «Народное творчество в детском саду» за три года являются:
· обобщение опыта работы в рамках методических дней на темы: «Развитие творческих способностей детей через приобщение к истокам народной культуры» в 2010 г., «Проектная деятельность в мини-музеях ДОУ» в 2011 г.;
· создание сборников «Из истории русского костюма», «Мини-музеи как средство приобщения дошкольников к народному творчеству»;
· издание авторского сборника фольклорных праздников и развлечений музыкального руководителя ДОУ №28 Яковлевой Г.Д.;
· составление перспективного планирования по ознакомлению детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством и устным народным творчеством по возрастным группам.