Вторник, 24.06.2025, 17:58 Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Октябрь » 27 » Операция "Адаптация"
01:15
 

Операция "Адаптация"

Операция "Адаптация"

Адаптация к детскому саду – это активная перестройка всех систем детского организма, поэтому ее ход и результат зависят от целого ряда факторов.

Операция

Выбрать оптимальный возраст для детского сада практически невозможно, в каждом периоде есть свои плюсы и минусы. Тем не менее существуют некоторые закономерности детского развития, которые можно и нужно использовать для того, чтобы облегчить малышу процесс адаптации.

1,5-2 года. Чем младше ребенок, тем легче он ко всему привыкает. Но зачем приучать малыша обходиться без мамы в том возрасте, когда он особенно в ней нуждается? До 2 лет родители и родственники вполне способны обеспечить чаду необходимое для социализации общество.
В психологии есть такое понятие, как «сепарационная тревога» – то есть беспокойство, возникающее у малыша в период разлуки с матерью. В этом состоянии у ребенка снижается познавательная активность, ухудшаются аппетит и сон и иногда даже незначительно повышается температура.
Практически все дети, которых отдают в ясли, переживают нечто подобное. Конечно, острый период довольно быстро проходит, но это вовсе не означает, что малышу нравятся случившиеся в его жизни изменения, – на самом деле ребенок просто обреченно смиряется с новыми условиями, так как другого выхода у него нет. Именно поэтому отправлять малыша в ясли нужно только в том случае, если мама действительно вынуждена выйти на работу.
2-3 года. Малыш уже чувствует себя вполне самостоятельным – казалось бы, детсад может стать отличным местом для самореализации. Но не стоит забывать о том, что именно сейчас ребенок вступает в период «кризиса трехлетия».
Поддавшись соблазну отдать вечно ноющего и качающего права капризулю в крепкие руки педагогов, родители рискуют упустить возможность наладить с ребенком нормальные отношения. Для того чтобы этого не произошло, очень важно соблюдать разумный баланс между садовской и домашней реальностями – не оставлять чадо в саду допоздна и уделять максимальное количество времени общению и совместным играм.
3-4 года. В этом возрасте ребенок уже действительно умеет играть вместе, а не рядом с ровесниками. Кроме того, малыш способен понять и принять тот факт, что маме с папой необходимо ежедневно ходить на работу. Иными словами, карапуз вполне готов к регулярным визитам в детский сад, и поэтому привыкание к новой – самостоятельной – жизни скорее всего пройдет более или менее гладко. Тем не менее в этом возрасте активная социализация имеет и оборотную сторону: ребенок как губка впитывает манеры и привычки окружающих его детей.
Обычно малыши приносят в дом не самые красивые слова и жесты и в ответ на замечания родителей весьма агрессивно отстаивают свои новые «приобретения» или «навыки». Для того чтобы наследник не превратился в многоликого Януса и остался самим собой, вам придется вести с ним ежедневные беседы на тему «Почему Димке можно, а мне нельзя?». после 4 лет. Оказавшись в коллективе после нескольких лет «затворничества», ребенок порой ведет себя так же, как попугай Голубчик из «Рио» или медведь Буг из «Сезона охоты». «Где мой тост с шоколадной пастой?» – холодно осведомляется он у нянечки. «Почему не включают мультик после завтрака?» – упрекает он воспитательницу. «Кто эти дети, хватающие мои игрушки?» – в ужасе спрашивает он у родителей. Избежать подобных проблем совсем несложно: за полгода до предполагаемого визита в детский сад запишите малыша на развивающие занятия или любые другие мероприятия, требующие соблюдения дисциплины и общения с другими детьми.

ЛЮБИТЕЛЬ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Как правило, в первые дни ребенок воспринимает сад благосклонно: он с удовольствием играет с общими игрушками, радостно открывает дверь персонального шкафчика и с интересом пробует предлагаемую еду. Но опьянение новизной быстро проходит, и в конце концов малыш понимает, что он приходит сюда не просто в гости. Вот тогда-то и начинаются слезы! Даже когда критический период проходит, ребенок все равно не получает от посещения сада никаких положительных эмоций – его день занят исключительно ожиданием родительницы.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
Папа с мамой убеждают малыша в том, что садик – это место, где можно весело играть с ребятами. Но вот про занятия, на которых полагается быть усидчивым и серьезным, взрослые почему-то забывают.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Объясните ребенку, что «уроки» – это не прихоть занудных воспитателей, а действительно неотъемлемая и весьма полезная часть детсадовской жизни.
1. Помогайте малышу сориентироваться в расписании и накануне вечером обсуждайте с ним завтрашние занятия. Просите его обязательно показывать вам получившиеся рисунки и аппликации.
2. Даже если воспитатели будут не очень довольны достижениями ребенка, обязательно подбадривайте его и при необходимости немного занимайтесь с ним дома. Как только малыш станет «успешным учеником», он начнет значительно лояльнее относиться к любым – даже самым тоскливым – занятиям.
3. Обратите внимание малыша на украшающие стены детского сада работы детей. Карапузу наверняка захочется, чтобы среди этих картин оказалось и его прекрасное творение, и он быстренько возьмется за ум.

БОРЕЦ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Бывает, что ребенок воспринимает детский сад как новую территорию, за счет которой можно расширить границы своего княжества. В этом случае с самого первого дня малыш будет пытаться руководить воспитателями и детьми и навязывать им свои привычки. Игрушки стоят на полках? Неправильно, они должны лежать на полу, чтобы было удобно в них копаться! Пора ложиться спать? Глупости, игра только началась! От революционных изменений, вносимых в размеренный уклад садовской жизни, страдают не только окружающие, но и непосредственно революционер. Во-первых, малыш постоянно видит недовольство педагогов, не понимая, что сам дает им поводы для негативных эмоций. Во-вторых, он оказывается в изоляции: другие дети боятся, что, общаясь с нарушителем спокойствия, навлекут на себя гнев воспитателей. В-третьих, карапуз сильно устает: борьба за независимость изматывает даже взрослых бунтарей.

ГОТОВИМСЯ К САДУ
Научите малыша знакомиться с другими детьми и меняться (а вовсе не делиться!) игрушками.
Сводите ребенка на экскурсию в его будущий садик. Пусть пройдется по площадке, заглянет в помещения и познакомится с педагогами.
За две недели до первого визита в детсад перейдите на соответствующий режим дня – таким образом, малыш успеет перестроиться и примет новый распорядок гораздо спокойнее и благосклоннее.
Прочитайте малышу книжки про детсад, поиграйте с ним в ролевые игры «воспитатель – ребенок», подберите вместе одежду для садика – словом, сделайте все, чтобы создать позитивное представление о грядущих переменах.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
Шапочное знакомство с режимом дня, непоследовательность в воспитании, отсутствие у ребенка представлений о правилах поведения в детском саду.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Максимально приблизить домашний распорядок к садовскому режиму. Ваша непреклонность поможет ребенку привыкнуть к новому ритму и начать адекватно реагировать на просьбы (или требования) воспитателей. Подробно и максимально честно опишите малышу садовскую жизнь: расскажите, почему она устроена именно таким образом и чем могут быть вызваны замечания педагогов. Убедитесь, что ребенок понимает значение новых выражений, – таких как «тихий час», «построились», «встали по парам» и т.д.
Посмотрите вместе старый советский мульт-фильм «Комаров», рассказывающий о непослушном воспитаннике детсада. По итогам просмотра обсудите, какие именно правила нарушил главный герой и что особенно расстроило воспитательницу.

МАМИН ХВОСТИК
Ребенка все устраивает: и игрушки, и дети, и воспитатели, и режим. Правда, использовать все эти приятные «опции» он готов только в комплекте с любимой мамочкой. Но родительница почему-то пытается как можно скорее покинуть садик! Куда и зачем уходит мама? Разве им плохо было вместе? На что она меняет уютное сидение в песочнице и неторопливое покачивание на качелях? На суету по утрам: «Скорее надевай колготки, а то я опаздываю! Меня начальник будет ругать!» Кто такой этот «начальник»? Неужели настолько страшен?

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
Родители внушают ребенку, что ему необходимо ежедневно посещать детсад, но вот зачем это нужно делать, не объясняют. В результате у малыша возникает очень неприятное ощущение. «В жизни взрослых появилось что-то важное, – думает он, – а я этому мешаю, и поэтому на некоторое время они пытаются избавиться от меня». Представляете, как обидно?
ЧТО ДЕЛАТЬ
Постарайтесь приложить все усилия к тому, чтобы ребенок воспринимал посещение детского сада не как «передержку», а как важное и нужное ему самому дело.
1. Объясните ребенку, что, соглашаясь оставаться в саду, он помогает родителям зарабатывать деньги, без которых не получится ни поесть, ни одеться, ни по телефону поговорить!
2. Придумайте ритуал прощания, способный успокоить и развеселить ребенка. «Целуйтесь» носами, как эскимосы, обнимайтесь, играйте в ладушки, наконец! Нехитрый набор однообразных действий станет для малыша своеобразной гарантией того, что день пройдет хорошо.
3. Воспринимайте утренний плач ребенка при прощании не как сигнал SOS, а как форму выражения сожаления из-за предстоящей разлуки. Спокойно скажите наследнику, что тоже будете скучать, обязательно вернетесь, как только сможете, и сразу же уходите! При твердом следовании этой стратегии утренние протесты довольно быстро сойдут на нет.
4. Не допускайте, чтобы воспитатель «отдирал» от вас ребенка: если малыш вцепился в вашу юбку мертвой хваткой, погладьте его по спинке, поцелуйте и сами передайте педагогу. Таким образом вы дадите понять ребенку, что держите ситуацию под контролем и вполне доверяете этой чужой тете. 6. Увеличивайте время пребывания в детском саду постепенно: начните с 1,5-2 часов и за две недели доведите его до 5-6 часов. Старайтесь, чтобы малыш не оставался последним в группе.

ЖЕРТВА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Иногда адаптация к детсаду проходит особенно тяжело из-за того, что там ребенок регулярно сталкивается с каким-либо травмирующим фактором. Причиной расстройства может быть все что угодно – агрессивный одногруппник, строгий воспитатель, неудобный горшок или высокая кровать, с которой он боится упасть.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
Тревожность и неуверенность заставляют малыша искать конкретного виновника всех несчастий, на которого периодически можно изливать свой гнев.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Удержитесь от желания написать на имя заведующей жалобу с требованием уволить педагога или заменить кровати в спальне. Ребенку будет значительно полезнее, если вы научите его справляться с негативными эмоциями.
1. Абсолютно серьезно, безо всякой иронии обсудите с наследником его самые сильные страхи. «Что будет, если ты упадешь с кровати?» «Я разобьюсь на мелкие кусочки…» – шепчет отважный, регулярно рискующий жизнью кроватко-испытатель. Выслушав все аргументы, обратите внимание ребенка на то, что остальные малыши спокойно лежат в своих постелях и никуда в целом не падают. И даже если «аварии» все-таки случаются, то ничего страшного не происходит. Для закрепления результата предложите малышу несколько раз специально упасть на ковер с домашней кровати (только не забудьте предварительно показать, как надо страховать голову и спину).
2. Подробно разберите поведение «страшного» ребенка или воспитателя. Объясните мотивы их поступков и придумайте, что можно сказать или сделать в ответ на «атаку» неприятеля.
3. Обратите внимание малыша на то хорошее и приятное, с чем он ежедневно сталкивается в детском саду: плюсов наверняка окажется значительно больше, чем минусов.

НЕДЕЛЮ ХОДИМ – ДВЕ БОЛЕЕМ. Адаптация к детскому саду происходит не только на психологическом, но и на физиологическом уровне. Настройтесь на то, что в первое время ребенок может часто болеть. Не драматизируйте ситуацию, увидев, что малыш «опять весь в соплях!». Но и в сад чихающего ребенка вести, конечно, не нужно. Просто запаситесь терпением: обычно череда «болячек» заканчивается через 2-3 месяца, так что ждать придется не очень долго.

Некоторые психологи считают, что незадолго до детского сада, родителям следует придерживаться "садовского режма" и питания. Подробнее тут.

Текст Мария Баулина

Просмотров: 261 | Добавил: wicepten | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025 Бесплатный конструктор сайтовuCoz